БИОГРАФИЯ ЛЮДМИЛЫ ВАСИЛЬЕВНЫ МАХОВОЙ

БИОГРАФИЯ ЛЮДМИЛЫ ВАСИЛЬЕВНЫ МАХОВОЙ

portret-maxovojРодилась Людмила Васильевна 7 сентября 1928 года в городе Дебальцево, в Донецкой (Сталинской) области. Отец (умер, когда дочери было шесть лет) – машинист, мать – учительница. Родители жили в одной из квартир двухэтажного кирпичного здания с аркой, недалеко от Куракиной дачи, но уехали строить завод в Краматорск.  К сожалению, отец погибнет на заводе, первым бросившись в огонь, чтобы устранить аварию. Уйдет из жизни таким молодым – смелый, надежный, приветливый человек, и весь город выйдет проводить в путь красного партизана, питерского пролетария, настоящего коммуниста. А в памяти дочери отец останется живым, и она всегда будет чувствовать непреходящее доброе влияние его личности. И, став учительницей, при первой же встрече с отцами своих учеников, скажет им с присущей ей страстностью и откровенностью: «Без вас, без вашей дружбы с детьми настоящего человека не воспитать!»

Призвание же учительское у Людмилы Васильевны – от матери Марии Борисовны Маховой, проработавшей в школе 50 лет. Тогда, как и сейчас, приходилось учителям много работать, а дети становились рано самостоятельными. Но так жила вся страна. Детям хотелось везде успеть, узнать как можно больше, проверить себя во всем. В Доме пионеров Людмила была записана во все кружки, особенно любила занятия в музыкальном кружке (не могла представить свою жизнь без скрипки), много читала, при этом проживая жизнь литературных героев, а потом бесстрашно бросалась на защиту слабых. С детских лет Людмила Васильевна поняла, что жестокостью, злом, наказанием можно только искалечить человека. Работая впоследствии учительницей, брала в свой воспитательский класс мальчишек, от которых отказывались все школы, а потом своей добротой и лаской исцеляла израненное детское сердечко. При необходимости бывала суровой, строгой, взыскательной, но никто не помнит случая, чтобы ее справедливая требовательность унижала достоинство ребенка.

Война застала Махову (почти тринадцатилетнюю девочку) в Ленинграде, в родном доме за Невской заставой. Мама еще не приехала из Краматорска из-за экзаменов в школе, и девочка осталась одна в это непростое время. Враг стремительно наступал, и соседка посоветовала поехать к матери в Краматорск. Но его уже бомбили, и при посадке в эшелон мать Марию Борисовну ранили в голову, без сознания ее увезли в госпиталь, неизвестно какой и где, а девочка снова осталась одна.  Продуктовых запасов не было, но помогали папины и мамины друзья, соседи, кормили, делились всем, что было у них. В те невероятно тяжкие дни Людмила Васильевна особенно остро почувствовала, как велика цена внимания и сердечности. Через горькие испытания проведет девочку война. Но и в самые ужасные минуты Махова Л.В. не потеряет веры в людей. Даже когда ей очень дорого обойдется доверчивость, она будет убеждена: все же хороших людей больше и правда всегда за ними.

Подростков в оккупированном Краматорске было много, и все они хотели вредить оккупантам. На тетрадных листках дети писали тексты любимых до войны песен, а внизу крупными буквами писали «Смерть фашистским оккупантам!». Главное было – не сдаваться врагу! Но редел круг близких и знакомых – люди пропадали без вести, схваченные гитлеровцами, умирали от истощения, от болезней. На Людмиле платьишко уже болталось как на вешалке. От слабости подкашивались ноги. Обменено было все на еду, даже любимая скрипка. … Как часто, спустя десятилетия, Людмила Васильевна старалась говорить со своими учениками о войне. Не по службе, а по душе. А школьники замирали от ее военных воспоминаний, буквально цепенея от ужасов войны. Но ведь война затронула каждую семью в нашей стране, поэтому обращение к подвигу родных и близких становились для учеников Людмилы Васильевны не только уроками мужества, но и уроками внимания, чуткости, сердечности. Учительница умело направляла поиски своих «красных следопытов». Внушала ребятам очень важную мысль: каждый документ военных лет, каждое фронтовое письмо представляют огромную ценность для истории страны. Она с радостью подмечала, что «кровная» связь школьников с героическим прошлым делает детей нравственно чище, духовно богаче.

А победа пришла и в Краматорск: Людмилу спасли от дистрофии и заражения крови в госпитале, вернулась мама, жизнь налаживалась. И в 1946 году Махова Л.В. поступает в Педагогический институт имени А. И. Герцена.  И на протяжении пяти лет Людмила Васильевна буквально заряжала всех своим энтузиазмом, своей неутомимостью, желанием дойти во всем до самой своей сути. При распределении выпускников Государственная комиссия предложила девушке остаться в Ленинграде (ее приглашали работать в 156 школу), но Махова знала: не хватало учителей химии во многих областях страны, и поэтому попросила направить ее на Север – в поморскую поселковую школу. И мама одобрила ее выбор. Вскоре Людмила Васильевна поняла, что учитель – это и агитатор, и пропагандист, и лектор, и советчик по всем вопросам, и, конечно же, учитель. Тогда впервые Махова начинает применять опорные конспекты, когда самое важное и основное записывается на доске. И знания детей показали верность такого метода.

Пять лет проработала Махова на Севере, вышла замуж, здесь родился сын Виктор, а в 1956 году переезжает с семьей в Ленинград (на новое место службы мужа Александра Евсеевича). Не удалось найти работу учителем химии, поэтому в течение 2-х лет проработала инженером во 2-й художественной типографии, приобретя бесценный опыт применения своих знаний по химии на практике.

В марте 1958 года Людмила Васильевна переводится в школу и занимает должность учителя химии в 139 школе Невского района Ленинграда. В сентябре 1960 года переводится завучем в 134 школу того же района. В июле 1963 года назначается директором восьмилетней школы

№ 512 Невского района, а в сентябре 1964 года становится учителем химии в 344 школе Невского района. С этого времени и начинается жизнь, отданная лицею № 344.

Людмила Васильевна легко влилась  в коллектив школы № 344 и стала работать бок о бок с выдающимися людьми: директором Чирицей Л.Ф., учителем литературы Дружининым И.А., учителем физики Бернарделли М.Е. и др. Идей было много и очень хотелось воплотить их все в жизнь. Преклонение перед великим ученым Д.И. Менделеевым привело к созданию  в 1984 году школьного музея им. Д.И. Менделеева. Экспонаты для музея собирались по-разному: минералы и руды привозились Маховой Л.В. из командировок или походов со старшеклассниками; макеты химических производств создавались собственными силами на кружке; редкие вещества передавались в дар от выпускников школы.

А в 1983 году на выставке достижений народного хозяйства в павильоне «Народное образование» был представлен макет кабинета химии Маховой с полным оборудованием. Все технические новшества и находки  учительницы получили высокую оценку специалистов. Особенно понравился стол, где все под рукой: штатив, реактивы, химическая посуда, пособия и учебники. Каждый стол оборудован подводкой электрического тока, имеются съемные лампы, которые учащиеся используют при демонстрации кинофильма. Не случайно ученики с гордостью называли свои столы миниатюрной химической лабораторией.  На совещании в Министерстве просвещения Людмилу Васильевну спросили, как возникла идея такой удобной конструкции «У меня были чудесные соавторы – мои юные химики», – сказала учительница. Премия за такой функциональный кабинет химии была баснословной – 80 000 рублей, и все эти деньги Махова Л.В. перечисляет в фонд школы для создания первых компьютерных классов. «Вкладывая в образование детей – мы вкладываем в развитие страны» – любила повторять Людмила Васильевна.

Дети должны учиться на современном оборудовании, знать современное производство. Поэтому организуя научно-исследовательскую деятельность учеников. Людмила Васильевна стремилась связать темы работ с работой предприятий Невского района, а консультантами становились бывшие ее выпускники, а также родители тех ребят, которые работают над той или иной темой. Содержание работы всегда вызывало живой интерес, так как имело прикладной характер и связано со знакомым предприятием. Экспериментальная часть работы выполнялась в лаборатории данного предприятия. Таким образом, Людмила Васильевна знакомила учащихся с многочисленными предприятиями Невского района через проведение экскурсий или защиту исследовательских работ.

Темы исследовательских работ касались и известных ученых, и сельского хозяйства, и войны, и блокады. Из этих материалов возникали патриотические выступления на школьных вечерах и поездки с классом в Минск и Брест. В таких поездках и происходит формирование будущих граждан нашей страны.

Но беззаветное служение школе никогда не обедняло, не иссушало личную жизнь Маховой. Наоборот, профессиональная одержимость, творческие поиски делали Людмилу Васильевну интереснее как человека, как собеседника, как личность, наполняли каждый ее день богатым содержанием и высоким смыслом.